Балашовский раритет в европейском каталоге каменных изваяний

Совсем недавно, в конце июля, наш музей посетил руководитель археологической группы Донецкого национального университета, старший научный сотрудник Александр Викторович Евглевский. Цель его визита в наш город – изучить и описать тюркское каменное изваяние XIII  века, которое экспонируется в зале археологии Балашовского краеведческого музея. Данный экспонат был найден летом 1956 года в Волгоградской области на территории Урюпинского района в окрестностях станицы Добринской, неподалёку от кургана на глубине сорока – пятидесяти сантиметров  трактором была выпахана каменная баба.

          За 15 лет исследовательских экспедиций  А.В. Евглевский описал 2000 каменных изваяний. Каменные  средневековые скульптуры обычно называют каменными бабами или идолами. Их находят на огромном пространстве от Монголии и Алтая до западной границы восточноевропейских степей, но больше всего их зафиксировано на небольшом участке между Донецком и Мариуполем. Руководитель археологической научно-исследовательской группы Донецкого национального университета Александр Евглевский занимается их изучением уже много лет и считает, что правильнее их называть каменными изваяниями.

Из какого материала были сдела­ны скульптуры? В зависимости от того, какой камень имелся в наличии на конкретной территории. В вос­точноевропейских степях это мяг­кие породы, преимущественно пес­чаник, реже ракушечник и извест­няк.

В XII-XIII веках камнерезное ис­кусство восточноевропейских ко­чевников достигло своего пика, тюр­ки стали использовать более мяг­кий, чем песчаник, камень – мел. Он позволял гораздо более деталь­но проработать нюансы иконогра­фии, при необходимости довести образ умершего человека до из­вестной степени портретности, сделать скульптуру идеальной в их по­нимании. А вот более ранние извая­ния изготавливали из твердых по­род, преимущественно из гранита и его разновидностей.

 Са­мые ранние изваяния появились в на­чале VII века (по другому мнению – в конце VI века) в степных и горных пространствах Центральной Азии. Точнее – на Алтае и прилегающих к нему землях, где древние тюрки еще в начальный период своего появле­ния на исторической арене, в VI ве­ке, создали государство. Впоследст­вии вместе с их движением на запад и юго-запад традиция устанавливать каменные скульптуры распространи­лась на территории нынешних Вос­точного Казахстана, Семиречья и Киргизии, еще позже – в восточно­европейских степях.

Начиная с середины XI века тюрки-кочевники (союз кыпчакских племен) плотно заселили Северное Приазо­вье. Здесь они нашли свою вторую родину, поскольку тут были очень благоприятные условия для обита­ния. В XII-XIII веках они уже безраз­дельно господствовали в степях Се­веро-Восточного Причерноморья. Ле­том было удобно кочевать в бассей­не Северского Донца и на Донецком кряже, где были пастбища с высоким травостоем, а зимой они уходили на юг – к Азовскому морю и в низовья Дона.

Именно в этих районах тюрки-кочевники оставили больше всего из­ваяний. Научно-исследователь­ская группа Донецкого национального университета занимается выявлением подобных средневековых скульптур, их описа­нием и типологией, собирает устные предания. В последние годы – не­смотря даже на известные события на Донбассе, вопреки обстоятельст­вам.

Исследователи планируют создать свод всех тюркских из­ваяний Евразии, в котором будет со­брано максимальное количество всех известных на сегодняшний день скульптур. Это грандиозный научный проект, не имеющий аналогов в мире.

Поделиться ссылкой: