Так называется персональная выставка талантливого самобытного балашовского художника Владимира Попова, посвящённая двадцатилетию творческой деятельности художника. Творчество Владимира Попова хорошо известно балашовским почитателям и ценителям изобразительного искусства. Автор выставки – человек чрезвычайно скромный и трудолюбивый, проживший непростую жизнь и при этом безгранично преданный своей родной земле. Художник работает в реалистической манере, пишет с натуры. Мы видим, как от выставки к выставке растёт его мастерство в плане передачи светотени и объёмного изображения. Примечательно, что жизненным принципом художника является девиз: «Не останавливаться на достигнутом».
Сегодняшняя выставка — это уже 14-я по счёту выставка художника. Но если на предыдущих вернисажах преобладали пейзажи, портреты и натюрморты, новая выставка представляет собой цикл художественных работ, посвящённых православным храмам Балашовского благочиния, историческим уголкам города на Хопре, дорогим для художника местам, и тем, которые непосредственно связаны с его жизнью и творчеством.
В центре экспозиции представлен главный собор уездного Балашова – Свято-Троицкий соборный храм. Пятиглавый, пятипрестольный, выстроенный из красного кирпича на века, с зеркальными крестами – это было самое величественного сооружение во всём Балашовском уезде в конце 19 — начале 20 веков. Известно, что большую часть средств на строительство собора внёс купец первой гильдии, городской голова Василий Петрович Туркин. 3 октября 1895 года храм был освящён праведным Иоанном Кронштадтским, а в 1936 году его, к сожалению, разрушили.
На выставке мы видим сразу два изображения Спасо—Преображенского храма у автовокзала, который имеет самое непосредственное отношение к Покровскому женскому монастырю.
После образования в 2011 году Балашовской епархии 2 октября 2013 года Священным Синодом было принято Решение о возрождении Балашовского Покровского женского монастыря. Основанный в 1862 году как женская богадельня, с 1884 года монастырь получил официальный статус девичьего монастыря.
На вернисаже представлены кафедральный храм во имя Архистратига Михаила на ул. Советская, открытый 26 апреля 1945 года в здании бывшего молельного дома баптистов, а также исторические уголки Балашова. В частности, спуск к старому мосту — Предмостовая площадь и пересечение ул. Советская и К.Маркса, начало пешеходной зоны.
В центре композиции располагается автопортрет художника с собственным поэтическим сборником в руках. «Под парусом надежд» — так называется первая книга поэта Владимира Попова, изданная в этом году в типографии «Арья», где представлены стихи, написанные в разные периоды жизни.
Стихи чрезвычайно искренние, откровенные. Безусловно, с этим сборником стоит познакомиться. Стихи выстраданные, интересные и очень любопытные. Кстати, Владимир Владимирович уже много лет участник литобъединения «У негаснущей свечи» при еженедельнике «Город», а также творческого объединения «Лира» при отделе музея — Доме купца Е.М. Дьякова.
Характер, образ жизни, жизненные принципы поэта и художника Владимира Попова отражены в его стихотворении «Лишь была бы воля».
Что мне царства и дворцы?-
Головные боли.
Пусть живу, сводя концы,
Лишь была бы воля!
Городская жизнь — в былом,
С правдой в катафалке.
Мне бы ветреным шмелём
Целовать фиалки.
Я живу – меня не тронь,
И не трогай Музу!
Я, как жертвенный огонь,
Миру не в обузу.
Выйду в поле, зарекусь
Не впадать в волненье.
А вокруг – такая Русь!
Просто загляденье!
Поэт пишет о любви и одиночестве, о женщинах, социальные, а также ироничные, стихи, достойные передач Евгения Петросяна, особенно тепло и душевно написаны строчки о временах года, сказочно звучат стихи о родном Захопёрье:
Захопёрье – царство сов,
Комаров, стрекоз, лягушек.
Зельем смешанных лесов
Дышит мир его избушек.
******
Чудно дышится. Впотьмах
Затихает жизнь подворий.
Тише голос, мягче шаг.
Засыпает Захопёрье.
Философски автор подмечает:
Женщины – странные люди.
Им, хоть умри, но подай
И, непременно на блюде,
Счастья большой каравай.
А затем милостиво рекомендует:
Убавляйте дамы, годы,
Красьтесь, если невтерпёж!
Пусть прибавит вам свободы
Косметическая ложь.
Поэт Владимир Попов – мастер ярких, сочных эпитетов, сравнений, метафор. Особенно удачно, у автора получились следующие строчки:
А вчера туман с лугов
Приходил ко мне погреться.
Я летал до петухов
На воздушном шаре детства.
«Поэт в живописи и художник в поэзии», — такую характеристику Владимир Попов получил от Стеллы Матвеевны Манизер, своего преподавателя в Московском заочном народном университете искусств, который он окончил сразу по двум специальностям. Все свои знания и умения художник переносит на полотно.
Живопись и поэзия в искусстве всегда рядом. Это мелодия души, которая звучит из самого сердца, связь живописи и поэзии открыта не сегодня, а много веков назад.
Ещё Леонардо да Винчи говорил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
У стихов и картин Владимира Попова сдержанная тональность, особая энергетика, воспевающая неброскую, не кричащую, но такую родную спокойную сине-зеленую красоту природы средней полосы России.
Подчёркнуто торжественная красота присутствует и на полотнах, где запечатлены памятники промышленной архитектуры – здания бывших горчичного и ликеро-водочного заводов. Совершенно особое настроение на картине, где изображена Софья — внучка художника.
Природа и малая родина — это неиссякаемый источник вдохновения для художника. Когда смотришь на картины Владимира Попова, то видишь в них знакомые с детства уголки в городе и за Хопром.
Талантливый художник обладает даром видеть красоту в привычных, казалось бы, видах и передавать её на живописных полотнах.
Кстати, автор выставки объехал на велосипеде и практически прошёл пешком все окрестности Балашова.
Вдохновил Владимира Владимировича на написание православных храмов и исторических уголков Балашова его друг, коллега – член Союза художников России Анатолий Нежинский.