В краеведческом музее открылась выставка «А больше всего люблю людей», посвящённая художественному наследию Аркадия Пластова

На выставке представлены 15 компьютерных копий полотен художника, которые предоставлены для экспозиции Балашовскому краеведческому музею Саратовским культурно-выставочным центром «Радуга».   «Не стыжусь признаться, — писал художник, — люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его тёплым светом, а больше всего люблю людей».

Выставка посвящена предстоящему Дню Великой Победы. «Отец горько переживал войну, — рассказывал Николай Аркадьевич, сын художника. — В его душе кипел справедливый святой гнев. Однажды отец писал осенний этюд. Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть на траву, как хотелось отцу. Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве. «Стой, стой!» — вскричал отец. Через семь дней картина была написана».  Полотно «Фашист пролетел», написанное в 1942 году, до сих пор считаётся шедевром советского искусства военного и поствоенного периодов.

Художественное искусство Аркадия Пластова является национальной гордостью России и совершенно уникальным явлением в мировой культуре.В своих картинах Пластов достаточно часто обращается именно                          к крестьянским мотивам Руси, именно к той, которая уже никогда не вернётся и уже давно канула в лету… Кроме этого, Аркадий Александрович на протяжении всего своего творчества воспевал красоту русской природы, красоту русской женщины и очень любил писать детей. В своих работах художник не только продолжает устоявшиеся традиции, но и делает свой вклад в развитие русской школы живописи. Известность и признание приходят к Пластову в 1935 году.  Он создал ряд замечательных,  ярких, эмоциональных пейзажей и иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

Этот удивительный светлый человек оставался простым, душевным и трудолюбивым не смотря на самые высокие звания, премии и награды, которых он был удостоен в течение жизни: народный художник СССР, лауреат Сталинской премии, Ленинской премии и Государственной премии им. И.Е. Репина, действительный член Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, он был награждён двумя орденами  Ленина. Аркадий Александрович Пластов оставил после себя богатое художественное наследие.

Число его произведений к концу жизни приблизилось к 10 000, из которых несколько сотен составляют портреты – в основном это портреты односельчан,  над которыми он работал до глубокой старости. Пластов твёрдо придерживался правила: «ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре». Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Вершиной творчества художника является картина «Весна», написанная в 1954 году. Полотно находится в постоянной экспозиции и коллекции Государственной Третьяковской галереи. «Весна» — гимн красоте русской женщины. Присущее Пластову чувство цветовой гармонии приобретает в этом полотне особую отточенность и изящество.

Главная героиня картины безмятежно чиста, её сразу же стали называть «Северной Венерой», а за границей  «Русская мадонна».

Полотно «Смерть дерева» писал уже народный художник, признанный мастер. Хотя сам Пластов признавался, что задумал ее на 15 лет раньше.

Написанная в 1951 году картина «Родник» очень характерна для Пластова. Находится она в Национальной галерее Армении. Её не назовешь ни портретом, ни пейзажем, ни жанром. Она представляет собой такое произведение, в котором жизнь человека и жизнь природы увидены в едином поэтическом образе.

На полотне изображена стройная худенькая девушка. Подставив ведро под струю родника, девушка заслушалась  журчанием воды, задумалась о чём-то своём и, кажется, не замечает, что вода плещет через край. Героиня художника — вовсе не красавица. Но прекрасна её юность, прекрасен чистый солнечный свет, серебрящий листья ракит, заставляющий сверкать воду, ярко зажигающий зелень травы.

Холст «Юность» написан Пластовым примерно в одно и тоже время с известными картинами «Весна» и «Летом». На картине  изображён лежащий на земле юноша без рубашки, предоставив своё молодое тело лучам жаркого полуденного солнца, он нехотя прикрывается рукой. Такое положение молодого человека говорит о его беззаботности, свойственной, к сожалению, исключительно молодости. Время на этой картине словно замерло и остановилось, чтобы дать как природе, так и одному из величайших её творений насладится мигом пришедшей юности, повторить который под силу только кисти художника.

Незадолго до смерти Пластов создал полотно «Из прошлого» (1969-1970 г.г.) Содержание картины гораздо шире, чем любование старым крестьянским бытом.

Здесь изображена крестьянская семья, которая после тяжёлой работы решила поесть и отдохнуть. Художник сосредоточивает внимание зрителей на проблемах нравственно-эстетической ценности жизни.

Труд, прочность семейных устоев, духовная близость людей – вот главное, что влияет на становление личности человека. В композиции полотна нет ни чего случайного, второстепенного, не откликающегося на общее настроение.

Благородной сдержанностью проникнуто поведение героев другой не менее прославленной картины — «Ужин трактористов», созданной Пластовым в 1951 году.

Это — одно из лучших произведений художника, созданное в послевоенный период. Находится картина в Иркутском художественном музее. Слева только полуфигура лежащего мальчика, а справа – только часть трактора. Вечереет. Земля наслаждается покоем. На спокойных ритмах построено чередование планов: полоса буйно зеленеющих трав, за ней полоса свежевспаханной земли, за ней полоса прозрачного неба.

Героев своих картин Пластов знал доподлинно. На протяжении многих десятков лет, одну и ту же модель он писал неоднократно, в разные периоды жизни.

Президент Королевской Академии художеств Чарльз Уилер, поражённый полотном в своё время произнес: — Как много даёт такое искусство»! Реализм. Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоённо работать, о, того нелегко одолеть!

Вершиной творчества также как и «Весна» является картина «Сенокос», написанная художником в 1945 году.

Ещё страшно болели раны, и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. В этой картине художник незримо выражает последствия войны: ряд косарей лишен, выбитых в сражениях, мужиков.

«Сенокос» Пластова — это возвышенная ода родной земле, народу победителю, выстоявшему в кровавой схватке и одолевшему жестокого врага.

Пластов будто волшебник наполняет своё полотно звенящей россыпью летних звуков: с картины к зрителю словно доносится под мерный ритм косарей тихий шелест листвы берез, гудение мохнатого шмеля и осторожный щебет ранних птиц. От опушки березового леса идут четверо косарей: седобородый старик, написанный с Петра Григорьевича Черняева, образ рыжеватого мужика создан с Фёдора Сергеевича Тоньшина, прообразом женщины стала супруга художника Наталья Алексеевна, подросток – это сын художника Николай.

На опушке масса детально прописанных цветов. По мнению искусствоведа Татьяны Пластовой, художник соединил на едином полотне растения, которые не цветут одновременно и не встречаются на одной полянке. Он не просто изображает цветущий луг, как будто кладёт все цветы России к ногам своих героев. Два старика, женщина и подросток служат намёком на гибель взрослых мужчин на войне или на то, что они ещё не были демобилизованы. Через репрезентацию их отсутствия возникает тема смерти. Лица героев суровы. В центр композиции художник помещает мальчика – образ, оставляющий надежду на возрождение и восполнение человеческих потерь в войне.

         Искусствоведы называют бесценными художественные полотна и письма Аркадия Александровича к сыну Николаю. В них художник писал об искусстве, о жизни, о нравственности и духовности. Вот лишь один из фрагментов. «Знай, милый сынка, что радостью бьётся моё сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно, это так и нужно — вот этот здравый взгляд на вещи, на себя, на свои поступки, на движение своих мыслей, своего сердца. Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу».

      Администрация муниципального учреждения «Балашовский краеведческий музей» выражает благодарность преподавателям О.А. Морозовой, С.В. Бакаевой, А.А. Виноградовой, С.В. Ковалёвой, Э. Б. Чистяковой и студентам специальности «Хоровое дирижирование» филиала Саратовского областного колледжа искусств в городе Балашове за музыкальное сопровождение торжественного открытия выставки 15 апреля т.г.

    Выставка репродукций Аркадия Пластова продлиться до конца июня т.г.

Поделиться

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять